Гибель Империи
Главная
О сериале
Эпизод-гид
Мультимедия
Скачать сериал Гибель Империи
Гостевая
Ссылки
как выглядит рябчик русский  


Гибель Империи на DVD


почему не цветет рябчик
Сериал Гибель Империи - Чему научил зрителей сериал «Гибель империи»
Вот и покончили на Первом канале с «Империей». Треснувший витраж предварял начало последней серии «Смута». Дальше, видимо, нужно сказать про треснувшие судьбы основных персонажей: иных уж нет, остальные далече, на чужбине. Но поговорить хочется про несколько иную трещину, вдруг появившуюся в фильме серии эдак к пятой. До этой невидимой границы режиссер Владимир Хотиненко и увлекательно, и вдумчиво вел нас по лабиринтам истории. После он лихо перескочил к грубой плакатной агитации.

Сразу оговорюсь, что технически «Гибель империи» выдерживает любую критику. Фильм о фильме, показанный после завершения сериала, слегка приоткрыл для нас двери на рабочую кухню Хотиненко, и зрелище мы увидели впечатляющее. Это вам не трехкопеечные поделки, где спасибо надо сказать только за то, что микрофон в камеру не попал. Это - тщательная работа над картинкой, над каждой сценой, над любым интерьером. Более четырехсот персонажей сыграны актерами с такой самоотдачей, что каждый двухминутный эпизод не стыдно будет потом упоминать в личной фильмографии наравне, допустим, с Гамлетом. И все-таки, все-таки...

Из крайности в крайность

Когда сериал «Гибель империи» лишь начинался, возникло радостное ощущение: наконец-то! Наконец-то перелом, случившийся в начале прошлого века, получает достойное воплощение на экране. Без прыжков из крайности в крайность. Увы, не получилось. И от того, насколько близок был Хотиненко к нахождению нужной интонации, становится особенно обидно.

Мое поколение, а также поколения предшествующие, в школе учили так: красные были хорошие, белые были негодяями. Красные воевали за свободу, белые - за шкурный интерес, за ананасы и рябчики. И пусть в моем немосковском детстве я ни ананасов, ни рябчиков не кушала, я и не расстраивалась: советская пропаганда предусмотрительно поставила на эти дефицитные продукты штампик «буржуазная пошлость».

Как-то потом были прочтены другие книжки, да и ананасы были распробованы. Мы узнали и про красный террор, и про мятеж в Кронштадте, и про «беляков» с человеческим лицом. Вроде бы убрали подальше плакатные контрастные краски: в братоубийственной бойне невозможно одних замазать беленьким, а других - черненьким. Слишком уж кони-люди в кучу смешались. И вот - новый поворот, новые крайности.

Рыбку жалко...

Если вы посмотрели «Гибель империи», попробуйте вспомнить хотя бы одного человека - я не говорю уж о положительных персонажах, - бескорыстно стоящего за «красных». Человека, идущего на смертный бой из-за убеждений. Верящего в революцию и свободу. Негусто, не так ли?

Сам Хотиненко про какого-то премерзкого типа говорит так: «Животное, гиена, шакал». Эти самые нелюди подличают, стреляют в спину, получают деньги от немцев и нагло жрут столетних карпов из Гатчинского пруда. Душераздирающая картина: тетенька с колокольчиком созывает рыбок, а потом у нее колокольчик отбирает отребье и ловит карпов, приговаривая что-то в стиле «пожировали, и буде». Ах, как жалко рыбок, ах, как ужасна чернь! Да, братцы, медитация над неразоренным водоемом - дело приятное.

Но если ненакормленный солдат не хочет медитировать, а хочет есть, то глупо обвинять его в недостатке уважения к традициям и возрасту карпов. Обвинять нужно тех командиров, кому раньше, еще до бунта, было плевать - есть ли что-то съестное у солдата в котелке.

Осторожно, шпионы!

А эти немецкие деньги? Право слово, посмотрев «Гибель империи», я точно знаю, почему Германия проиграла в первой мировой. У них просто все средства ушли на то, чтобы в России да на Украине мерзавцев скупать и революции устраивать. Я вообще удивляюсь, почему Антанта так долго с немцами возилась: фрицы ж поголовно были заняты сложнейшей проблемой - как Балуева с Маковецким перехитрить. Судя по картине Хотиненко, треть населения России торговала схемами укреплений или чертежами подводных лодок. Вторая треть учиняла диверсии, и все это щедро оплачивалось из немецкого кармана. Здесь впору про программу «Однако» вспомнить, все на том же Первом канале, и то, как Михаил Леонтьев двух слов не может сказать без упоминания подстрекателей-американцев с пачкой долларов. А это, как вы понимаете, отнюдь не художественное осмысление реальности.

***

Может, Леонтьев и вправду верит, что украинские да киргизские события целиком завязаны на притоке валюты из-за океана. Может, и Хотиненко искренне считает, что лишь немецкие средства привели к власти большевиков. Подкупили басурмане стадо идиотов, да и возвели Ленина на престол. Но не бывает в истории настолько простых объяснений. И новым русским карпам сегодня умиляться особенно опасно: отвлечемся и не заметим, что рядом с нашим идеальным мирком опять кого-то не накормили.
 
| главная | о сериале | эпизод-гид | мультимедия | магазин | гостевая | ссылки |