Гибель Империи
Главная
О сериале
Эпизод-гид
Мультимедия
Скачать сериал Гибель Империи
Гостевая
Ссылки
 


Гибель Империи на DVD


Сериал Гибель Империи - Белые в смокинге

На Первом канале завершился показ 10-серийного фильма «Гибель империи», поставленный режиссером Владимиром Хотиненко по сценарию Леонида Юзефовича. Действие сериала разворачивается в 1914-1918 годах и сосредоточено вокруг борьбы российской контрразведки с германскими шпионскими службами. 

...Перещелкивая каналы, наткнулся я на днях на актера Александра Балуева. И, естественно, тут же потянулся к пульту, дабы выключить телевизор – смотреть на Балуева никаких сил не хватит, играет он, кажется, во всех постсоветских фильмах и сериалах и притом везде одинаково. Но почему-то затормозился, просмотрел еще несколько кадров, а там втянулся и доглядел до конца. Более того, выяснив из программы, что это был сериал "Гибель империи", я не поленился и на следующий день ознакомился с новой порцией этого кинопродукта.


Привлекли меня вовсе не художественные достоинства эпопеи – в общем сомнительные. Про Балуева я уже все, что мог, сказал, да и трагический Дмитрий Певцов, изображающий генерала Духонина – зрелище не для слабонервных. Смешнее только Джеки Чан в роли стареющего гонконгского полицейского-алкоголика (см. "Новую полицейскую историю"). Прочие актеры, даже такие, как Константин Хабенский или Сергей Гармаш, тоже сыграли здесь явно не лучшие свои роли. Настоящей актерской удачей стала, пожалуй, только работа Сергея Маковецкого, который не просто убедительно вылепил образ своего героя Нестеровского, но и сделал это в достаточно неожиданной для себя манере. Проще говоря, Маковецкий был едва ли не единственным из занятых в сериале актеров, кто изображал персонажа, а не самого себя, то есть действительно играл, а не позировал.

Можно озвучить и другие претензии к фильму: снят он однообразно, арсенал режиссерских приемов небогат, действие то и дело провисает. «Гибель империи», как и предыдущие работы Хотиненко ("Патриотическая комедия", "Мусульманина", "72 метра") сделана с той пафосно-сентиментальной интонацией, которая в литературных пародиях советского периода передавалась фразой "Скупая мужская слеза скатилась по его небритой щеке".


Тем не менее увиденное мне, скорее, понравилось. И вот по каким причинам. В последнее время страна лихорадочно ищет национальную идею. Инициатором этого процесса принято считать государство – мол, это они там наверху от безделья страдают, а простому человеку подобные игрища ни к чему. В действительности дело обстоит не совсем так. Простой человек,  может, и называет все это другими словами, но в глубине души взыскует того же самого – житий героических личностей, примеров для подражания подрастающему поколению и прочих поводов для гордости за свою родину.

Что в общем понятно. Ощущать себя голым человеком на голой земле не слишком приятно, иногда тянет куда-то прислониться и почувствовать себя частью великого надличностного целого. Выбор, предлагаемый отечественной историей невелик – либо Русь-матушка и царь-батюшка, либо отец народов и опять же Родина-мать. Либо царская контрразведка, либо "КГБ в смокинге". При всем богатстве выбора альтернативы, уж простите, нет (если, конечно, не считать за таковую Чингисхана, апологию которого снимает сейчас Сергей Бодров – «Монгол», часть 1). Тем же, кто считает, что хрен редьки не слаще, могу только посочувствовать – выбирать придется и им, как ни крути.

И вот с этой точки зрения сериал "Гибель империи" – затея, безусловно, полезная и заслуживающая всяческого одобрения. История о том, как военные и разведчики в период Первой мировой и Гражданской спасали да так и не спасли Государство Российское, сейчас удивительно уместна. Благородные белые, отвратительные красные, делящиеся на кровожадных чекистов и пьяных звероподобных матросов, карикатурная Крупская, мерзкий Крыленко. У нас была великая эпоха, а также Россия, которую мы потеряли.
Да, конечно, в действительности дело обстояло совсем по-другому. Многоцветнее и сложнее. Только это никого не волнует – борьба идет не между исторической правдой и фальсификацией истории, а между двумя противостоящими друг другу мифами. Массовое сознание всегда будет оперировать черно-белой картиной мира. И пусть уж лучше белыми в этой картине будут белые, а черными – красные, нежели наоборот.

Потому что важно лишить романтического ореола слово "революция". Потому что главное – не допустить реабилитации совка. Потому что государь-император и его генералы – это уже давно и неправда, а плюсквамперфект идеализировать безопаснее, чем настоящее продолженное. Ну, и наконец потому, что в высшем смысле все было именно так, как показано в сериале "Гибель империи".

 
| главная | о сериале | эпизод-гид | мультимедия | магазин | гостевая | ссылки |