Сериал Владимира Хотиненко, который с понедельника начал показывать Первый канал, разбередил широкие массы зрителей. Все вдруг начали искать аналогии между 1914 и 2005 годами. Подлил масла в огонь и режиссер, сказавший в интервью «КП»: «Каждые 50 - 100 лет возникает нечто подобное. У нас все движется по кругу, мы постоянно наступаем на одни и те же грабли...»
Мы продолжаем обсуждение сериала «Гибель империи». Свое мнение высказывают один из лучших советских режиссеров и один из самых популярных российских фантастов...
МНЕНИЕ КИНОРЕЖИССЕРА
Георгий ДАНЕЛИЯ: Страна не может существовать без кнута и пряника
- Когда ослабевает власть, колонии разбегаются. Так всегда было. Царская власть, коммунистическая власть - они же ослабли, вот все и развалилось.
Чтобы кого-то заставить сделать то, чего он делать не хочет, надо иметь кнут и пряник. Когда эти два компонента теряются, приходит конец. Добровольно терпеть гнет империалиста никто не захочет. Царская Россия потерпела поражение во время первой мировой войны, а СССР, озабоченный гонкой вооружений, к началу перестройки дошел до голода. Сейчас уже стали забывать, что тогда был абсолютный голод и в магазинах не было ничего. Естественно, что империя развалилась.
Но вопрос не в том, почему распалась Российская империя или Советский Союз. А в том, что сейчас нужно постараться, чтобы все это не повторилось. Ведь, кроме того, что отделяются по национальному признаку, возможно отделение и по территориальному, как это было в прошлом веке на Дальнем Востоке.
Впрочем, лично я, Данелия, считаю, что люди рождаются, живут, потом уходят из этой жизни, и надо сделать так, чтобы в этот приход на землю человеку было хорошо. И, когда он будет уходить, у него должна быть уверенность, что его потомство тоже будет жить хорошо. А остальное у меня на втором месте: престиж страны, держава, имперские проблемы...
МНЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ
Сергей ЛУКЬЯНЕНКО: Если внук президента учится в Англии - это шаг в бездну!
- Вообще смотреть сериалы для меня нехарактерно, но «Гибель империи» я смотрю. На мой взгляд, это очень неплохо сделано. Мне нравится драматургия - очень грамотно выстроен сюжет. Прекрасно играют актеры. Нет ощущения, что костюмы взяты из запасников «Мосфильма», где их двадцать лет ела моль, а пушку прикатили на полчаса со съемок соседнего фильма. В том, что касается реквизита, воссоздания атмосферы эпохи, авторы преуспели...
- Многие видят аналогии между Россией 1914 года и Россией нынешней.
- Не рискнул бы так сказать. На мой взгляд, ситуация сейчас не такая стремительно несущаяся под откос, как в годы первой мировой войны. Я понимаю, что есть соблазн провести параллели и насчет революции, но, по-моему, ситуация несколько иная.
- Как по-вашему, с чего в принципе начинается гибель империи?
- Большинство бед любой страны начинается с загнивания власти. С момента, когда власть утрачивает... даже не любовь к своему народу и своей стране - этого от нее смешно требовать, - а желание властвовать. Перестает рассматривать страну как постоянное место жительства... В этом плане ельцинская эпоха была куда ближе к понятию «гибель»: внук действующего президента учился в западной школе! Может, в каких-то странах это нормально и естественно, а в России - признак того, что власть не желает принимать долговременную ответственность за страну и народ.
Власть всегда подразумевает как властвование, так и служение; но в последнее время у нас, увы, зачастую идет только властвование.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Не умирай, империя, не надо...
Как-то мы привыкли, что телевидение нас в первую очередь развлекает. Стоит лишь поворчать про низкий уровень какой-либо программы или сериала, как тут же тебя осадят: что ты хочешь, дурочка? Это ж тебе не бином Ньютона, это ж, как говорил жирный кот в мультфильме про блудного попугая, бубльгум. Жвачка. Не проси осмысленных диалогов у сценаристов. Они ж тебе отдых предлагают - незамысловатый, как диван.
На этом фоне «Гибель империи» Хотиненко выглядит словно томик Карамзина на полке с комиксами. И вот ведь загадка: привычное к «веселым картинкам» сознание и тут вычленяет необходимое для диванного досуга. Актеры все сплошь раскрученные. Детективная интрига увлекательна. Дамские шляпки изящны, а батальные сцены эффектны. Все по правилам игры в прайм-тайм. И за этим парадным фасадом мы не сразу замечаем, что с нами неожиданно начали разговаривать.
Попытка поговорить со зрителем - не развлечь, а поговорить - сегодня кажется чуть ли не диверсией. Хотиненко на эту диверсию решился. Та империя, которая гибнет на Первом канале, гибнет отнюдь не для нашей релаксации после тяжелого дня. Нас подумать просят.
Что происходит в кадре? Начало первой мировой, всплеск уличного ура-патриотизма («шапками закидаем»). Бездарные «их превосходительства» орут «Пошел вон!» подчиненным. Они уверены в своей значимости, в сохранности своей шкуры, им недосуг просто вникнуть в проблему.
- Знал бы, где упаду, соломки бы подстелил, - говорят у нас. Но на поверку вся русская история показывает: даже после предупреждения о падении соломку не стелют. Лень, авось пронесет, и вот уже из-за безалаберности гибнет пол-армии.
Что, это проблема той империи? Той страны, которая хором пела «Боже, царя храни!», а потом как-то вдруг перешла к пению про постройку нашего нового мира?
Что, нашим лбам не знакомы сегодня эти грабли? То же наплевательское отношение к чужим жизням процветает, и другие «превосходительства» скажут нам: «Пошел вон!» Зеркала, история всегда оставляет нам зеркала: посмотрите, все так же тасуется колода. Не ошибитесь снова, вы же предупреждены... Все зря: пророчествам Кассандры верят лишь постфактум.
Ирония судьбы в том, что и Хотиненко, проделавший титанический труд, чтобы предоставить нам еще одно зеркало-предупреждение, может оказаться в «кассандриной» роли. Уж больно сильна привычка развлекаться под гул телеящика.
Валентина ЛЬВОВА |