Служба их опасна и трудна и, на первый взгляд, совершенно не видна. Герои сериала «Гибель империи», снятого Владимиром Хотиненко, российские контрразведчики
Первая мировая война. Бывший сыщик, а ныне университетский профессор Александр Нестеровский,
мобилизованный в разведку в связи с войной (Сергей Маковецкий), и контрразведчик Сергей Костин (Александр Балуев), потерявший руку в японском плену, эдакая вариация на темы акунинского Фандорина.
Вообще, параллели с акунинскими романами, а теперь уже и кино неизбежны. Как бы ни сопротивлялся автор сценария, исторический романист Леонид Юзефович, как бы гневно ни открещивался от звания «акунинской тени», ни утверждал, что он – раньше, много раньше… Публика неизбежно права: и в том, что воспринимает его героев как теней, и в том, что успех романов Юзефовича о начальнике сыскной полиции Путилине более скромен, чем слава Фандорина.
Тексты Юзефовича, как и нынешняя картина Хотиненко, перегружены деталями – в ущерб действию. Там складывалось ощущение, что на книжные страницы грузились знания, накопившиеся за десятилетия, лежавшие мертвым грузом, а теперь впихиваемые оторопевшему читателю. Без сомнения, на фоне нынешнего уже Акунина, часто слишком откровенно жертвующего историей во имя сюжета, Юзефович с прежними своими романами чуть ли уже и не выигрывает…
Так же, как лишенный кинематографического размаха, но привычно глубоко въезжающий в тему Хотиненко громоздит в маленький телеэкранчик массу всякой всячины: автогонки, немое кино, технику и вооружение, моды… А поскольку склеивается вся эта пестрота хлипкими и плоскими сюжетами, то картинку можно смотреть – через одну, а можно перевести в слайды или использоваться в качестве обоев для рабочего стола.
Складывается впечатление, что за счет этого полотна, сложенного из маленьких ковриков, каждый получает свое удовольствие. Режиссер и оператор выкладывают открытки «по поводу» Первой мировой войны, автор сценария обкладывает инвентарем сюжетную простоту, большие актеры с душой играют обрывочные, плоские эпизодики. То Гармаш глаза выкатывает, то Хабенский иронизирует, то Никоненко топорщит усы, что твой Буденный, изображая генерала Ренненкампфа полным придурком. А еще ведь есть две дамочки – одна квохтающая жена Нестеровского (Чулпан Хаматова), другая – возлюбленная Костина Елена Сабурова, страстная питерская бледность, воплощенное самопожертвование (Мария Миронова). Карикатур тут полон сериал. Глупейшими и пустейшими, легкомысленными и плоскими выглядят родные российские военные и штатские, а также вражеские «коварники», шпионы-дипломаты. Хорошие и патриотичные – это только те, кто нашим разведчикам способствует…
Чего же каналу надобно? Зачем все это кино? А посмотрите, какое лицо у этой самой гибнущей империи. Собственно, чего смотреть? Читаем кратенькую аннотацию на сайте Первого канала: «В основе фильма - история появления и становления российской контрразведки, действующей в тяжелый исторический период, когда империю сотрясали Первая мировая война, а затем Великая Октябрьская Социалистическая революция». А вы думали – про что? При чем здесь история с Россией? Кто и зачем заказ оплачивает? В рамках намеченной компании по отмыванию до бела и укреплению репутации известного ведомства, создания легенды о прямой исторической преемственности от царской контрразведки как опоры государственности и единственной надежде России к современным спецслужбам, бодро преодолевшим «некоторые издержки» времен культа личности и теперь уже совершенно очистившимся от коммунистического наследства, вот в рамках этой легенды и выпускается новое полотно (См. также идущий параллельно на канале REN-ТВ сериал «КГБ в смокинге», в приключенческой форме «отмывающий» непростое советское прошлое органов).
И еще два слова – о пропагандистском контексте. Видите ли, не только правоохранительная роль, но и политический вес «компетентных органов» естественным образом возрастают в ситуации террористической угрозы или предчувствий такой угрозы, или еще каких-нибудь мрачных предчувствий. Потому руководство этих органов да и сами органы заинтересованы в постоянном взбадривании. А если еще и внешние поводы какие появляются, так совсем замечательно. Какие же у нас внешние поводы? Ну, например, всякие желто-голубые революции вокруг. Тут даже вечно молчаливые президентские администраторы вскидываются и начинают произносить речи об угрозе распада России. В этом контексте и название сериала «Гибель империи» - с точки зрения воздействия на массовое сознание - выглядит очень завлекательно. Напомню также, что демонстрация сериала идет в год победный. А о Победе теперь все чаще говорят не как о народном подвиге, а о свершении советской империи во главе с вождем. Пропагандистам-заказчикам же кажется, что надо бы легенду еще приподнять - на фоне других красиво ужасных картиночек о бесславной Первой мировой.
К сожалению, даже самый талантливый режиссер, романист или актер не в состоянии решить такой топорно поставленной задачи. Помнится, русско-советский писатель Алексей Толстой, хорошо поработавший на ниве конъюнктуры, создал масштабный роман «Хождение по мукам», приведя своих героев к необходимому для перековке в советских людей градусу. Ну и где теперь этот роман? Для экранизации, правда, он больше не годится. Там про спасение России контрразведчиками еще ничего не было. |