Гибель Империи
Главная
О сериале
Эпизод-гид
Мультимедия
Скачать сериал Гибель Империи
Гостевая
Ссылки
Симферополь все для отопления. Все для систем отопления.  


Гибель Империи на DVD


Сериал Гибель Империи - “Гибель империи”: телепесня о царских чекистах
Служба их опасна и трудна и, на первый взгляд, совершенно не видна. Герои сериала «Гибель империи», снятого Владимиром Хотиненко, российские контрразведчики
Первая мировая война. Бывший сыщик, а ныне университетский профессор Александр  Нестеровский, мобилизованный в разведку в связи с войной (Сергей Маковецкий), и контрразведчик Сергей Костин (Александр Балуев), потерявший руку в японском плену, эдакая вариация на темы акунинского Фандорина.

Вообще, параллели с акунинскими романами, а теперь уже и кино неизбежны. Как бы ни сопротивлялся автор сценария, исторический романист Леонид Юзефович, как бы гневно ни открещивался от звания «акунинской тени», ни утверждал, что он – раньше, много раньше… Публика неизбежно права: и в том, что воспринимает его героев как теней, и в том, что успех романов Юзефовича о начальнике сыскной полиции Путилине более скромен, чем слава Фандорина.

Тексты Юзефовича, как и нынешняя картина Хотиненко, перегружены деталями – в ущерб действию. Там складывалось ощущение, что на книжные страницы грузились знания, накопившиеся за десятилетия, лежавшие мертвым грузом, а теперь впихиваемые оторопевшему читателю. Без сомнения, на фоне нынешнего уже Акунина, часто слишком откровенно жертвующего историей во имя сюжета, Юзефович с прежними своими  романами чуть ли уже и не выигрывает…

Так же, как лишенный кинематографического размаха, но привычно глубоко въезжающий в тему Хотиненко громоздит в маленький телеэкранчик массу всякой всячины: автогонки, немое кино, технику и вооружение, моды… А поскольку склеивается вся эта пестрота хлипкими и плоскими сюжетами, то картинку можно смотреть – через одну, а можно перевести в слайды или использоваться в качестве обоев для рабочего стола.

Складывается впечатление, что за счет этого полотна, сложенного из маленьких ковриков, каждый получает свое удовольствие. Режиссер и оператор выкладывают открытки «по поводу» Первой мировой войны, автор сценария обкладывает инвентарем сюжетную простоту,  большие актеры с душой играют обрывочные, плоские эпизодики. То Гармаш глаза выкатывает, то Хабенский иронизирует, то Никоненко топорщит усы, что твой Буденный, изображая генерала Ренненкампфа полным придурком. А еще ведь есть две дамочки – одна квохтающая жена Нестеровского (Чулпан Хаматова), другая – возлюбленная Костина Елена Сабурова, страстная питерская бледность, воплощенное самопожертвование (Мария Миронова). Карикатур тут полон сериал. Глупейшими и пустейшими, легкомысленными и плоскими выглядят  родные российские военные и штатские, а также вражеские «коварники», шпионы-дипломаты. Хорошие и патриотичные – это только те, кто нашим разведчикам способствует…

Чего же каналу надобно? Зачем  все это кино? А посмотрите, какое лицо у этой самой гибнущей империи. Собственно, чего смотреть? Читаем кратенькую аннотацию на сайте Первого канала: «В основе фильма - история появления и становления российской контрразведки, действующей в тяжелый исторический период, когда империю сотрясали Первая мировая война, а затем Великая Октябрьская Социалистическая революция». А вы думали – про что? При чем здесь история с Россией? Кто и зачем заказ оплачивает? В рамках намеченной компании по отмыванию до бела и укреплению репутации известного ведомства, создания легенды о прямой исторической преемственности от царской контрразведки как опоры государственности и единственной надежде России к современным спецслужбам, бодро преодолевшим «некоторые издержки» времен культа личности и теперь уже совершенно очистившимся от коммунистического наследства, вот в рамках этой легенды и выпускается новое полотно (См. также идущий параллельно на канале REN-ТВ сериал «КГБ в смокинге», в приключенческой форме «отмывающий» непростое советское прошлое органов).

И еще два слова – о пропагандистском контексте. Видите ли, не только правоохранительная роль, но и политический вес «компетентных органов» естественным образом возрастают в ситуации террористической угрозы или предчувствий такой угрозы, или еще каких-нибудь мрачных предчувствий. Потому руководство этих органов да и сами органы заинтересованы в постоянном взбадривании. А если еще и внешние поводы какие появляются, так совсем замечательно. Какие же у нас внешние поводы? Ну, например, всякие желто-голубые революции вокруг. Тут даже вечно молчаливые президентские администраторы вскидываются и начинают произносить речи об угрозе распада России. В этом контексте и название сериала «Гибель империи» - с точки зрения воздействия на массовое сознание -  выглядит очень завлекательно. Напомню также, что демонстрация сериала идет в год победный. А о Победе теперь все чаще говорят не как о народном подвиге, а о свершении советской империи во главе с вождем.  Пропагандистам-заказчикам же кажется, что надо бы легенду еще приподнять -  на фоне других красиво ужасных картиночек о бесславной Первой мировой.

К сожалению, даже самый талантливый режиссер, романист или актер не в состоянии решить такой топорно поставленной задачи. Помнится, русско-советский писатель Алексей Толстой, хорошо поработавший на ниве конъюнктуры, создал масштабный роман «Хождение по мукам», приведя своих героев к необходимому для перековке в советских людей градусу. Ну и где теперь этот роман? Для экранизации, правда, он больше не годится. Там про спасение России контрразведчиками еще ничего не было.

 
| главная | о сериале | эпизод-гид | мультимедия | магазин | гостевая | ссылки |